Большеохтинский пр., 31

ПН-ПТ с 08:30 до 21:00
СБ-ВС с 09:00 до 21:00

info@longavitas.ru
Версия для слабовидящих

+7 (812) 339-62-62

Сформированная устная речь — это важное условие правильного нервно-психического развития ребенка, неразрывно связанное с развитием других психических функций: памяти, внимания, воображения и, самое главное, мышления. Если к определенному возрасту ребенок испытывает трудности с освоением устной речи и отстает от сверстников в формировании речевых навыков, то можно говорить о задержке речевого развития.

Как происходит развитие устной речи?

Лечение задержки развития речиКаждый ребенок овладевает навыками речи индивидуально. Одни дети начинают говорить довольно рано, другие могут долго молчать. По средним показателям к 3-4 годам ребенок знает около 1000 слов, может говорить сложными предложениями, его речь связная и последовательная. В этом возрасте он правильно ставит ударение и использует разные формы слов. О задержке в развитии речи можно говорить, если ребенок не научился говорить фразами к 2 годам, а к 3 не владеет связной речью. В его лексиконе очень мало слов, и он предпочитает объясняться жестами или мимикой.

Развитие устной речи тесно связано с развитием психики ребенка, поэтому нередко ЗРР развивается одновременно с задержкой психического развития. Определением причин и степени нарушения речевого развития занимаются детские врачи разного профиля – педиатры, неврологи, оториноларингологи, дефектологи, логопеды, сурдологи, психологи.

Почему возникает проблемы с устной речью?

ЗРР может быть вызвана как органическими патологиями, так и социальными факторами (неблагоприятными условиями, в которых растет ребенок). В 30% случаев специалистам не удается точно установить причину того, почему ребенок не может разговаривать соответственно своему возрасту.

К биологическим причинам нарушения речи у детей относят:

  • Минимальную мозговую дисфункцию. ММД часто является следствием осложнённого течения беременности и родов, а также внутритрубного инфицирования плода или поражения мозга.
  • Инфекционные и воспалительные заболевания, черепно-мозговые травмы в первый год жизни.
  • Тугоухость. Речь ребенка формируется на основе получаемой из вне информации, если слуховой анализатор плохо функционирует, то ребенок не понимает речь взрослых и не может ее воспроизвести.
  • Наследственные причины. Известно, что проблемы с развитием речи часто возникают у детей, чьи родители сами поздно заговорили. Это связано с генетическими особенностями развития ЦНС.

Социальная среда, в которой растет ребенок также сказывается на развитии его речи. Если с ребенком мало общаются, он растет в двуязычной среде, его окружает информационный шум, не соответствующий возрасту, родители его излишне опекают, исполняя и предупреждая каждое желание, что приводит к отсутствию необходимости что-либо говорить. Эти и многие другие причины часто становятся причиной задержки развития речи, особенно в критичные периоды развития речи ребенка: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В это время влияние любого негативного фактора приводит к серьезным последствиям.

Как определить задержку речевого развития у ребенка?

Медленное темпы развития речи можно заметить по следующим признакам:

  • беззвучность ребенка, малое лепетание и гуление, малыш произносит одинаковые звуки в первые месяцы жизни;
  • ребёнок не реагирует или слабо воспринимает речь взрослых и громкие звуки;
  • отсутствие желания повторять звуки и слова за взрослыми у детей старше 1,5 лет;
  • слишком малый словарный запас в 2 года;
  • ребенок не может составить фразу к 3 годам, не владеет осмысленной речью в 3-4 года;
  • ребенок для общения использует мимику и жесты.

Как определяется нарушение речевого развития?

Для определения степени нарушения развития речи и определения его причин используются несколько видов диагностики:

  • Медицинское обследование. Необходимо исключить органические заболевания головного мозга, а также болезни ЛОР-органов и тугоухость.
  • Логопедическая диагностика. Врач проведёт анализ медицинских заключений, проверку голосовой и доречевой активности. При наличии словарного запаса определит время появления и количество слов, насколько активно ребенок их использует, может говорить фразами, есть навык связной речи и т.д.
  • Консультация психолога. На приеме врач, используя специальные тесты проведет диагностику развития речи ребенка, оценит речевые функции, состояние органов артикуляции, невербальные и мыслительные функции.

Как проводится коррекция задержки развития речи у ребенка?

Коррекция нарушений развития устной речи зависит от причин их появления. Если патология вызвана социально-психологическими факторами, необходимо организовать благоприятную речевую среду для ребенка и всячески стимулировать ребенка говорить, учить правильному произношению слов, проговариванию своих действий и действий взрослых. Дополнительно проводятся занятия с логопедом и психологом для развития речи и познавательных функций.

Если причины ЗРР вызваны психоневрологическими нарушениями необходимо лечение у невролога. Результат лечения во многом зависит от степени выявленных нарушений и времени обращения за медицинской помощью. Чем ранее были выявлены проблемы, тем легче и быстрее их можно устранить.

В многопрофильной клинике «Longa Vita» проводится обследование детей с нарушением речевой функции. Если вы заметили, что ребёнок мало и неохотно говорит, либо вообще молчит, обратитесь в нашу клинику. Наши специалисты проведут обследование и предложат эффективную схему коррекции, которая позволит малышу быстро заговорить. Записаться на консультацию можно по телефону или с помощью формы онлайн записи на сайте.